Мировые религии | Социальная сеть работников образования
Слайд 1
Исполнитель Башкирцева Т.В. Группа 14Н Мировые религииСлайд 2
Определение Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В настоящий момент этим термином обозначаются только три религии В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения. Буддизм Ислам Христианство
Слайд 3
Буддизм Буддизм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении ( бодхи ), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама , впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни . Сами последователи этого учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или « Буддхадхарма » (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке. В настоящее время некоторые исследователи и буддийские деятели определяют буддизм как «науку о сознании». Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований».
Слайд 4
Численность Оценка количества последователей буддизма во всём мире значительно колеблется в зависимости от способа подсчёта, однако самые минимальные цифры колеблются в районе 350—500 миллионов человек. Основное число буддистов живёт в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме, Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России.
Слайд 5
История Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространён в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы . Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына.Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал своё учение.После смерти любое живое существо, включая человека, снова перерождается, но уже в виде нового живого существа, представляющего собой «рекомбинацию дхарм». Жизнь такого существа определяется не только его собственным поведением в этой жизни, но и его поведением в предыдущих жизнях. В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несёт жизнь. В 781 году указом цэнпо (царя) Тисонга Децэна буддизм был объявлен государственной религией Тибета
Слайд 6
Отличия от других учений и верований В отличие от монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам), в буддизме нет: всемогущего Бога-творца или Бога-личности, вечной души, искупления грехов, безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы (хотя буддизм указывает на возможность проверки существования магии, но не допускает стремления к её обретению, см. Магия и буддизм), абсолютной преданности, религиозной организации, аналогичной церкви (буддийская сангха является сообществом, а не организацией), ересей, по той причине, что в буддизме также нет: единого канона текстов, общего для всех школ общих и непререкаемых для всех школ догматов. Некоторые из этих положений и отрицание кастовой системы отличает буддизм от индуизма и брахманизма, хотя индуизм также признаёт учение о карме. Выход
Слайд 7
Христианство Христианство — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа. Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община. Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи. В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году
Слайд 8
Возникновение христианства Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи. Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно Священному Писанию, Иисус был обрезан, воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало распространяться среди других народов.
Слайд 9
Численность В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд , в том числе: в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн , в Латинской Америке — около 380 млн , в Северной Америке — 180—250 млн : США — 160—225 млн , Канада — 25 млн ), в Азии — около 300 млн , в Африке — 300—400 млн , в Австралии — 14 млн.
Слайд 10
Ветви христианства Христианство Католицизм Православие Протестантизм Православная церковь Старокатолицизм Католическая церковь Старообрядчество Также существует более 10 млн. Адвентисты Седьмого Дня Лютеранство Выход
Слайд 11
Ислам Ислам — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха) . В арабском языке слово «ислам» — отглагольное существительное, образованное от глагола , ко торый означает «быть благополучным», «спасаться», «сохраняться», «быть свободным ». Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.
Слайд 12
История возникновения Ислам — сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения, с точки зрения ряда европейских и американских учёных, он был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм , иудаизм, христианство и маздеизм. Согласно сборнику хадисов имама аль-Бухари , в месяц Рамадан 610 года, когда пророку Мухаммеду было 40 лет, во время уединения в пещере Хира к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему первые пять аятов Корана. Этот (610-й) год можно считать годом возникновения ислама.
Слайд 13
Численность Ислам — одна из трёх мировых религий. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным от 1,2 до 1,5 миллиарда человек. В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Только 18 % мусульман живут в арабских странах. Ислам является второй по численности религией в мире (после христианства).
Слайд 14
Течения в исламе Ислам Хариджиты Шииты Сунниты Помимо трёх основных исламских течений существует ещё ряд течений, принадлежность к исламу которых ставится под сомнение исламскими учёными-богословами. К ним относятся ахмадие , друзы, бахаи , низариты и др.. Выход
Слайд 15
Спасибо за внимание
nsportal.ru
3. Понятие и признаки «мировых» и национальных религий.
Под национальными религиями можно понимать религии, приверженцы которых принадлежат к одному этносу. В широком смысле все языческие религии так или иначе национальны, хотя в язычестве возможно и такое явление как синкретизм, когда одновременно поклоняются богам разных народов, включая их в общий пантеон — совокупность божеств в определенной политеистической религии. В узком смысле под национальными религиями можно понимать такие, вероучение которых по ряду моментов просто исключает выход за национальные рамки. Например, в классическом индуизме учение о спасении тесно связано с представлениями о варновой системе общества, из которой исключены не-индусы.
Наконец, мировые религии — это такие религии, к которым может принадлежать любой человек вне зависимости от своей этнической принадлежности. Мировых религий три: буддизм, христианство и ислам. Как видно, только две последние представляют монотеизм. В настоящее время к числу их последователей принадлежит большинство населения земли.
Выясните общие для мировых религий признаки. Во-первых, у каждой из них имеется основатель, имя которого хорошо известно, хотя представление о статусе основателя различается. В буддизме это Будда. В христианстве — Иисус Христос. В исламе — Мухаммад. Во-вторых, для мировых религий характерно наличие выраженной нравственной стороны религиозного учения, обращенного к конкретной человеческой личности. Именно следование предлагаемому нравственному пути человеком составляет основу спасения. Поэтому наличие фигуры основателя религии как религиозного образца для подражания, неотделимого от самого вероучения, выглядит вполне закономерно.
6. Будда Гаутама и его учение.
Учение Будды, отличавшееся глубиной и высокой нравственностью, было протестом против ведийского формализма. Отвергнув авторитет как Вед, так и брахманского жречества, Будда провозгласил новый путь освобождения. Его суть изложена в его проповеди Поворот Колеса Доктрины (Дхаммачаккхаппаваттана). Это “срединный путь” между крайностями аскетического подвижничества (казавшегося ему бессмысленным) и удовлетворением чувственных желаний (в равной степени бесполезным). По существу, этот путь заключается в том, чтобы понять “четыре благородные истины” и жить в соответствии с ними.
I. Благородная истина о страдании. Страдание присуще самой жизни, оно заключается в рождении, старости, болезнях и смерти, в соединении с неприятным, в разъединении с приятным; в недостижении желаемого, короче говоря, во всем, что связано с существованием.
II. Благородная истина о причине страдания. Причиной страдания является страстное желание, которое приводит в новому рождению и сопровождается радостью и восторгом, ликованием от удовольствий, отыскиваемых здесь и там. Это жажда похоти, жажда существования и несуществования.
III. Благородная истина о прекращении страдания. Прекращение страданий – это прекращение желаний через отказ от них, постепенное освобождение от их власти.
IV. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания. Путь к прекращению страданий – это восьмеричный путь правильности, а именно правильный взгляд, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные старания, правильный склад ума, правильная сосредоточенность. Продвижение по этому пути ведет к исчезновению желаний и освобождению от страданий.
Учение Будды отличается от ведийской традиции, которая опирается на обряды жертвоприношений богам природы. Здесь точкой опоры является уже не зависимость от действий жрецов, а внутреннее освобождение с помощью правильного образа мыслей, правильного поведения и духовной дисциплины. Учение Будды противостоит и брахманизму упанишад. Авторы упанишад, провидцы, отказались от веры в материальные жертвоприношения. Тем не менее они сохранили идею “Я” (Атмана) как неизменной, вечной сущности. Путь к освобождению из под власти неведения и перерождений они видели в слиянии всех конечных “Я” в универсальном “Я” (Атмане, который есть Брахман). Гаутама, напротив, был глубоко озабочен практической проблемой освобождения человека через нравственное и духовное очищение и выступал против идеи неизменной сущности “Я”. В этом смысле он провозглашал “Не-Я” (Ан-Атман). То, что принято называть “Я”, есть совокупность постоянно меняющихся физических и ментальных составляющих. Все находится в процессе, а следовательно, способно улучшать себя через правильные помыслы и правильные поступки. Всякое действие имеет последствия. Признавая этот “закон кармы”, изменчивое “Я” может, прилагая правильное старание уйти от побуждений к дурным поступкам и от возмездия за другие поступки в виде страдания и непрерывного круговорота рождений и смертей. Для последователя, достигшего совершенства (арахата), результатом его страраний станет нирвана, состояние безмятежного прозрения, бесстрастия и мудрости, избавление от дальнейших рождений и печали существования.
Согласно преданию, сразу после кончины Гаутамы около 500 его последователей собрались в Раджагрихе, чтобы изложить учение в том виде, в каком они его запомнили. Были сформированы доктрина и правила поведения, которыми руководствовалась монашеская община (сангха). Впоследствии это направление получило название тхеравада (“школа старейшин”). На “втором соборе” в Вайшали руководители общины объявили незаконными послабления в десяти правилах, которые практиковались местными монахами. Так произошел первый раскол. Монахи Вайшали (согласно Махавамсе, или Великой хронике Цейлона, их было 10 тысяч) вышли из старого ордена и учредили собственную секту, назвав себя махасангхиками (членами Великого ордена). По мере роста численности буддистов и распространения буддизма возникали все новые расколы. Ко временам Ашоки (3 в. до н.э) насчитывалось уже 18 различных “школ учителей”.
studfiles.net
Объясните мне, иудаизм относится к мировым религиям или нет?
Это самая древнейшая и одна из самых массовых религий
Есть некоторые неевреи (Гои) которые приняли Иудаизм.
Конечно! Иудаизм Христианство Ислам вот три основные мировые религии. Кстати, как они расположены — так и правят в мире в нынешнее время. Это многим известно По поводу интересующего вопроса про ЕГЭ, я бы сказал что тут немного неувязочка произошла. Возможно умышленно сделанная авторами учебника. Иудаизм — религия евреев, это верно. А как думаете, в мировом правительстве кто во главе сидит?.. . Развал СССР начался от кого? Правительства многих стран под чью дудку пляшут? Вот если с этими вопросами обратиться к автору учебника, тогда думаю вариант с Иудаизмом, Христианством и Исламом будет верным. А пока, попробуй написать Христианство, Ислам и Буддизм ))))
Этот закон помог народу сохранить себя, даже не имея государства.
Традиционно иудаизм всегда считался национальной религией.
Иудаизм древнее, чем ислам и христианство, и она претендует на мировую, но у нее мало последователей, ее последователями являются только евреи, поэтому она национальная
нет, иудаизм религия для иудеев
точно так же как в православии требуется учить религию, прежде чем ее принимать или -в католицизме — так и в иудаизме : каждый может стать иудеем . но для этого надо учить эту религию гораздо глубже чем христианство. иудеи не доверяют тем, кто легко меняет религию. тем не менее иудаизм первая монотеистическая религия. еще одна особенность — по иврит еврей и иудей- одно и тоже, хоть есть и выкресты- они не только отказались от своей религии, но и должны отказаться и от национальности.
Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В настоящий момент этим термином обозначаются только три религии (приведены в порядке хронологии возникновения) : буддизм христианство ислам. В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм) , мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей [4]. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения. <a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org/wiki/Мировая_рел РёРіРёСЏ» target=»_blank»>http://ru.wikipedia.org/wiki/Мировая_рел РёРіРёСЏ</a>
Бог, когда прогнал из своего царства падшего ангела, за его гордыню, тот пообещал, что люди забудут Бога, а будут поклонятся ему, падшему ангелу. И сегодня Вы свидетели происходящего спора. Новые учебники учение падшего ангела пытаются приравнять к мировым религиям!
Евреи правят миром. Значит мировая.
touch.otvet.mail.ru
Мировые религии – общность и отличия. Возникновение православия
Мировые религии – общность и отличия
Боги, божества и кумиры
В богословской и исторической литературе принята определенная классификация религиозных систем. Она основана на исповедании Божества количественно. Согласно этой классификации, религиозные системы делятся на политеистические, дуалистические и монотеистические. Политеизм, или многобожие (от греческих слов «поли»– много и «теос»– Бог), утверждает, что богов несколько или множество, каждый из них выполняет определенные функции и имеет свое поле деятельности. Примеров политеистических религий множество – религиозные системы Древней Греции и Рима, древнеславянские религии, в которых существовал целый пантеон богов, находившихся в родственных отношениях друг с другом. Эти боги совершали добрые и злые поступки, взаимно ссорились, являлись людям, участвовали в войнах. Однако, они не были всемогущи – над ними тяготела судьба, рок, определявший поступки не только людей, но и богов. Некоторые исследователи видят в судьбе отголосок древнего единобожия. Древние египтяне, исповедовавшие многобожие, в то же время считали, что мелкие божки – суть воплощения и олицетворения сил и определенных свойств единого Верховного Бога. Одно время в Древнем Египте была проведена религиозная реформа Эхнатона, состоявшая в переходе от многобожия к единобожию, культу Бога солнечного диска, Атону. В дохристианской Руси также существовал свой пантеон богов – Ярило, Стрибог, Зюзя, Велес, Лада и другие.
Деистические религии утверждают, что в мире действуют два противоположных начала – добро и зло. Они взаимно уравновешены в такой степени, что не могут победить и уничтожить друг друга. Добро и зло противостоят между собой, а человек и Вселенная, являются полем их битвы. Примерами деистических религиозных систем, являются парсизм и зороастризм, древнеиранская и среднеазиатская религии. В них два бога – Ормузд и Ариман, злой и добрый. В индуизме – это Шива и Кришна. Деистические религии равно оправдывают оба начала, добро и зло, лишая при этом человека возможности нравственно оценивать свои поступки. Деизм не предполагает совершенствования, он лишь оставляет за человеком возможность выбора между двумя полюсами. Эта религиозная система дает вполне удовлетворительное объяснение добра и зла, так, что это многих это устраивает.
И, наконец, монотеизм, единобожие (от греческого «моно» – один), исповедует одного Бога. Доказательства единобожия несложны. Бог может быть только один, иначе Он не есть Бог. Два бога должны делить между собой сферы деятельности, и, в этом случае, ограничивать друг друга, лишая оппонента всей полноты власти. Эти боги не были бы всемогущи, поскольку бы обладали только половиной могущества, и не вездесущи, по той же причине. Они неизбежно должны были бы враждовать и, в борьбе, взаимно уничтожить друг друга, поскольку их силы равноценны. В случае, если бы они действовали бы вместе, действие каждого из них аннулировалось бы антидействием другого. Влияние их на мир, в этом случае, было бы нулевым. Да и мира не было бы, поскольку один бог его бы создавал, а другой, разрушал. В случае если бы один из богов оказался слабее, другой не преминул бы устранить оппозицию. Многобожие невозможно по тем же причинам. Как боги делили бы между собой власть? Кто бы регулировал их деятельность? Не случайно, в древнегреческий и древнеримский пантеоны была введена судьба, которая одна обладала верховной властью над всеми богами.
Поэтому, в мировой религиозной культуре преобладающе значение приобрели монотеистческие религии: иудаизм, христианство, мусульманство, буддизм, индуизм. Их исповедует большинство населения Земли. Боги, исповедуемые этими религиями, несколько различны по своему отношению к миру, внутренней Божественной жизни, откровениям, степени открытости человеку. Их объединяет одна идея – Бог один численно. «Нет иного бога, кроме Аллаха» – основополагающий постулат мусульманства. «Я есть Господь, Бог твой, и пусть не будет у тебя другого Бога, кроме меня» – звучит первая заповедь данная Иеговой Моисею.
Единобожие автоматически снимает ряд недоумений, о которых говорилось выше и предполагает определенные свойства Бога – всемогущество, вездесущие, всевидение. Они взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Всемогущество единого, одного Бога означает, что Он распространяет свою власть и влияние на весь мир и на то, что находится за его пределами. Вездесущее означает, что один Бог находится одновременно везде, во все полноте своей сущности. Всеведение значит полную осведомленность во все происходящем и знание всего существующего и несуществующего, знание, превосходящее человеческое.
Монотеистические религии утверждают, что Бог имеет первопричину существования в Самом Себе, или, выражаясь богословским языком, Он самобытен. Каждая вещь, предмет или явление имеет причину, его породившую. Дерево вырастит из семени, животное рождается родителями, дождь – тучей, камень – скалами, море образовалось из толщи облаков в период формирования Земли. Бог не имеет причин, Его породивших, Он Сам первопричина всего. Источник Своего существования Он сам. Почему это так, а не иначе и каким образом это происходит, мы рассмотрим ниже.
По отношение к Богу невозможно употребление выражений «до этого» или «после этого». Он вечен, поскольку неизменен. Неизменность Бога проистекает из Его всемогущества. Если бы Бог изменялся, совершенствовался или, наоборот, упрощался, то можно было сказать, что было время когда Он был несовершенен. В этом случае Он не был бы Богом, а это не так. Божество – есть идеальное совершенство, которым Он обладает постоянно. Время как явление возможно в нашем мире, поскольку оно образуется вследствие неких изменений, а поскольку Бог неизменен, следовательно, Он вечен.
Бог – живое существо, как мы и обладает жизнью или бытием в превосходной степени, по сравнению с нами. Он существует всегда, Он неизмеримо древний и постоянно одинаков. Бог сообщая пророкам, святым и обыкновенны людям свою волю, говорил на понятном им языке. Он открывал людям свои свойства: был милостив, любвеобилен. Одно из имен Бога – Иегова, Сущий, то есть всегда существующий. Бог обладает сходными с человеком чертами – Он порождает мысли, осуществляет Свою волю, испытывает чувства, как человек. Он – личность в высшей степени, ибо энергию Божества можно узнать и отличить от обаяния человека. Бог обладает исключительными, неповторимыми чертами, которыми не обладает никто.
Мировые религии утверждают, что Бог отличен от всего существующего, Он нематериален. Древние его сравнивали с человеческим дыханием, которое незаметно для глаз, но несет в себе тепло и жизнь. Жизнь человека начиналась и оканчивалась дыханием, которое давало саму жизнь, поэтому, Божество называли «дыханием жизни», или, кратко, Духом.
В монотеистических религиях Бог был Верховным Монархом. В истории еврейского народа, был период, когда в государстве не было правителя, царем считался Сам Бог. В мусульманстве все халифы имели власть правления только потому, что были потомками Магомета, который был пророком Аллаха, вручившим Магомету право управления народом. Бог монотеистических религий – Верховный Судья, только ему принадлежит право верховного суда над миром и людьми. Он верховный повелитель всего, что существует. И, одновременно, Он тихое дыхание, Любовь ко всему и всем людям без исключения, поскольку всем, в равной степени, светит солнце и для всех идет дождь. Он заботится о всех в целом и о каждом в отдельности, поскольку Он вездесущ и всеведущ. Его присутствие окружает человека постоянно и везде. Но, Бог, не призывает людей к себе силой, страхом или запугиванием, поскольку человек личностное, свободное, живое существо. Бог желает от человека добровольной любви к Себе, поскольку Сам изливает на человека то же чувство.
Добро и зло, ангелы и демоны
Помимо веры в единого Бога, все религии без исключения, утверждают о существовании параллельного мира, населенными живыми личностными существами, наделенными умом, волей и могуществом. Люди сталкивались с ними в течение всей своей истории, их изображения существуют во всех культовых сооружениях у всех народов. Эти существа, по их действиям по отношению к человеку, называли ангелами и демонами. Первые существа были добрыми, вторые – злыми. Эти существа занимали промежуточное положение между Богом и людьми. Ангел, в переводе с древнееврейского, значит посланник. Ангелы исполняли служебную, по отношению к Богу, роль. Они посылались возвестить людям волю Божества, исполнить некое поручение, данное им Богом. Ангелы принимали образ молодых юношей, хотя их подлинный облик был иным.
Противоположность добрых ангелов – злые демоны, также действуют в мире. Но, их действия носят разрушительно-агрессивный характер. Цель их существования заключается в нанесении вреда людям. В древних религиях, люди стремились задобрить демонов, или злых духов, как их называли. Люди делали их изображения, возводили им храмы, приносили жертвы. Действия демонов вызывали у людей страх. И в настоящее время немало религиозных систем, в которых поклоняются злым духам. Например, религия Вуду, вероучение Юго-Восточной Азии и Африки, исповедует поклонение демонам и кровавые жертвоприношения. Большинство религиозных местных систем Африки придерживаются веры в злых духов. То же практикуют шаманы Сибири и Дальнего Востока, мрачные культы богини Кали в Индии, некоторые формы буддизма в Тибете, местные верования индейцев Южной Америки. Многочисленные древние и современные литературные памятники описывают многократные случаи вмешательства темных сил в жизнь людей. Не менее известны культы поклонения добрым ангелам – религия Древнего Вавилона и Персии. Добрые ангелы изображались в этих религиозных системах в виде быков с крыльями, крылатых животных или людей. Крылья, изображенные у ангелов, символизировали быстроту их перемещения.
Кроме веры в добрых и злых духов, все религии, утверждают о существовании загробной жизни. У всех народов, на всех континентах, существуют специальные погребальные обряды. Многочисленные археологические находки свидетельствуют о вере наших предков в загробное существование, поскольку в могилу, помимо умершего, опускались предметы быта, украшения, оружие, личные вещи, пища. В любой местности есть курганы или гробницы, в которых захоронены далекие пращуры. Все религии утверждают, что человеческая душа, или жизнь, не имеет смерти, она неразрушима. Мировые религии по-разному изображают участь души после смерти, но чаще всего, она зависит от нравственности земной жизни. У всех народов есть представление о двух мирах, которые называются адом и раем. Ад, в переводе означает «место, лишенное света», а рай, это «сад». Эти названия достаточно условны, они отражают аллегорическое представление об этих мирах древних людей. Пребывания в аду, по вере предков, приносит душе неизъяснимые страдания, а нахождение в раю, порождает ни с чем не сравнимое, блаженство. Ад, по мнению мировых религий, место обитания злых духов, а рай, соответственно, добрых.
В мировых религиях присутствует и понятие о грехе. Слово «грех» означает «промах, удар мимо цели». Грех, таким образом, означает ошибку, неверный поступок. Грехом называлось действие, приводящее человека к плохим последствиям. Грех носил моральный характер, это было нарушение моральных принципов и норм поведения. В иудаизме грехом называлось нарушение Завета с Богом. Заветом иудеи называли договор между человеком и Богом: Бог обязывался покровительствовать и защищать евреев, а евреи должны были исполнять пункты договора, получившие наименование Заповедей. Грех, у евреев, означал нарушение евреем пункта договора с Божеством. Десять Заповедей у евреев были тщательно разработаны и прокомментированы, они свято чтились и сохранялись. Комментарии к Закону евреев, Торе, получили название Талмуда. Талмуд детально предписывал поведение правоверного еврея, там было предусмотрено большинство случаев, в которых следует поступать надлежащим образом. Грех в христианстве рассматривается как испорченность человеческой природы, отход от нормы. Грех в мусульманстве – неверность Аллаху, жестоко караемая и непростительная.
Монотеистические религии содержат учение о молитве и посте. Молитва – это обращение человека к Богу, пост – символ покаянного состояния человеческого духа, раскаяние в совершенных грехах. В христианстве, пост и молитва взаимосвязаны. Слово «молитва» близко по значению к понятию «моление», то есть усиленная, углубленная и прилежная просьба. Во все времена молитва была призыванием Божества, изложением Ему своих нужд и просьба о помощи. Первоначально, текст молитв был произвольным, каждый, произносящий молитву, излагал прошение своими словами. Со временем, тексты молитв консервировались. Некоторые молитвы принимались прочими за эталон, и их повторяли, стараясь вдуматься в смысл заключенных в ней слов. Существовали молитвы ежедневного произношения, и были молитвы, которые произносились только один раз в году. Вообще, молитвы освящали недельный и дневной циклы жизни людей. Некоторые молитвы произносились утром, для освящения предстоящего дня, а иные молитвы, вечерние, содержали в себе слова благодарности Богу за прожитый день. Постепенно выработался определенный цикл молитв. Закрепились повторяющиеся ритуалы, стали неизменными обряды.
Обязательной вероучительной истиной монотеистических религий является положение о боге как Творце Вселенной и человека. Творение мира и человека является актом Божественной любви и желания жизни, радости бытия живым существам. Совершенный и гармоничный мир является отражением совершенства Его Творца. Мировые религии говорят о том, что в начале, в результате усилия воли Божества, появился мир, а позже человек. Человек есть итог творения, его логическое завершение. Человек, как и мир, также был совершенным и пребывал в общении с Божеством, но в один момент, люди совершили грех, неверный поступок, который изменил сущность самого человека и идеальность мира. Первые люди, находясь в постоянном диалоге с Богом, пребывали в особом состоянии, которое заключалось в полной гармонии души и тела. Это состояние называлось по месту обитания первых людей, садом, или раем. С грехопадением, люди были вынуждены уйти из рая. Факт отчуждения человека от Бога был мучительным и тяжелым, люди с тех пор искали встречи с Богом и поэтому, возникло множество религий, цель которых была в соединении с Богом, поиске Божества.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
religion.wikireading.ru
Общее и особенное в религиях. История мировых религий
Общее и особенное в религиях
У каждой религии имеются свои особенности генезиса в зависимости от условий их возникновения. Это видно из схемы генезиса религий, представленной ниже.
Общей является направленность развития религии: от олицетворения сил и явлений природы до их представления в виде множества богов (например, в ведизме Агни – бог огня, Индра – грозы и дождя, Сурья – Солнца, Варуна – неба, Сома – Луны и опьяняющего напитка, Вритра – засухи), затем до представления о едином верховном божестве (Брахма – в брахманизме, Яхве – в иудаизме) и до обожествления человека (Лао-цзы и Конфуция в Китае, Будды и Джины в Индии, соединение божественного с человеческим в образе Христа).
В Коране говорится о том, что Бог использует катастрофы для того, чтобы погубить отошедшее от его заветов человечество. Но можно сказать, что Бог использует и эволюцию для развития человека. Не только человек появился в результате эволюции (творение в шесть дней тоже эволюция), но и духовная культура и сама религия появились в результате эволюции, и религия до сих пор остается высшей духовной вершиной человечества. Религия представляет собой развитие духовной сферы, можно сказать, ее рационализацию, имея в виду общую тенденцию рационализации, присущую развитию человека и вообще живого на Земле.
Все религии учат смирению и в этом похожи. Смирение заставляет человека понять ограниченность своих возможностей в океане Бесконечного. Но к иным обстоятельствам религии относятся по-разному. Для буддизма страдание – зло, для христианства – испытание, для ислама – наказание.
Три разных подхода к высшему у трех мировых религий: отрицание богов в самой древней – буддизме, признание Бога невидимым и неизобразимым в самой молодой – исламе и представление о вочеловечившемся Боге – в христианстве. Но все три подхода объединяются способностью верить и стремлением постигнуть Бесконечное.
Подход к текстам также различен. При жизни Будды запись его деяний не велась, тогда как Коран написан самим основателем ислама (по его словам, наговорен ему архангелом Гавриилом), а жизнь Христа описана его учениками.
По образному выражению Д.Л. Андреева, религии – это отдельные лепестки единой «Розы мира».
Религия как социальный институт приспосабливается к обычаям народов, среди которых распространяется. Человек индивидуален, и по большому счету каждый вправе включать в свои религиозные представления личностные мотивы. То есть религиозные убеждения не только общи, но и индивидуальны. «Господствовать религия может только в том смысле, что она, в качестве центра человеческой душевной жизни, будучи тесно переплетенной с личностью ее носителя, дает всем другим проявлениям его духа направление и освящение, но этим как раз не только не осуждает и не парализует постоянного развития всего истинно человеческого, но способствует ему» (Классики мирового религиоведения… С. 167).
Это способствует эволюции религии, которая развивается, как и все на Земле. Человеческая природа не идеальна, и религиозные догмы и объединения не индивидуальны. В религии, как во всех социальных институтах, всегда будет присутствовать противоречие между идеальным, божественным, вечным и несовершенным, человеческим, временным. Иначе не было бы социального развития.
Церковная мораль – это усредненная мораль, которая не может намного превосходить средний уровень морали в обществе, поскольку церковь не может оторваться от своей паствы. Но отдельные индивидуумы могут подниматься на самые высокие уровни нравственности, переходя от этики справедливости к этике милосердия. Если в обществе появляются группы людей, недовольных моральной составляющей церковной практики, то они могут пойти за человеком, находящимся на более высоком нравственном уровне. Так образуются секты и новые конфессии, как было с протестантизмом.
К. Тиле предостерегает от отождествления религии и церкви, «…если исходят из того, что церковь – это и есть религия и вне моей церкви нет святыни, тогда появляются клерикализм, нетерпимость, религиозная ненависть и война за веру – характерные симптомы того, что религиозная жизнь больна» (там же. С. 189). Для религиозного человека важно понятие благочестия как уважения к Высшему, «…высшим выражением благочестия является любовь, т. е. стремление к проникновеннейшему духовному соединению с Богом… В этом настроении, в этой набожности, которая есть состояние духа, по праву усматривали сущность религии… Религия как оболочка необходима только для ядра, а религиозность как раз и является ядром, в котором пребывает существеннейшее в религии… По отношению к этой внутренней религиозной жизни вероучение есть ее описание; культ, т. е. исповедание посредством слова и дела, есть ее раскрытие; церковь – ее организация» (там же. С. 191, 192).
В современном религиозном движении можно выделить два во многом противоположных направления – фундаментализм и модернизм. В то время как фундаментализм подчеркивает необходимость следования основам (фундаменту) данной религии, модернизм озабочен приспособлением религии к реалиям современного мира. Фундаментализм подчеркивает уникальность данной религии и ее высшую ценность по отношению к другим. Всем известно словосочетание «исламский фундаментализм». Воинственность ислама М. Вебер объяснял тем, что ислам обращался прежде всего к воинам. Но слово «фундаментализм» можно отнести ко всем религиям, так же как и слово «модернизм». Последний в отличие от фундаментализма более нацелен на взаимодействие религий и связь с современными социальными проблемами. Сюда относится и экуменическая деятельность, и современные дискуссии в рамках всех мировых религий, например, дискуссии в католичестве относительно разрешения возводить в сан священника женщин, отказа от обета безбрачия для священнослужителя и т. п. Надо иметь в виду, что церковь остается на сегодняшний день одним из самых консервативных социальных институтов.
К тенденции модернизации относится и создание новых религий. Общее число возникших в XIX–XX вв. новых религий можно определить в несколько сотен, от ставших широко известными «Аум Сенрикё» и «Белое братство» до известных только в местах их возникновения. Обычно в центре новой религии стоят «откровение» ее создателя и описание его жизненного пути. Основателя новой религии в большинстве случаев почитают как святого и даже обожествляют. Многим новым религиям присущи апокалиптический и хилиастический характер и критика действительности.
В качестве примера рассмотрим религию Бахай, отпочковавшуюся от шиитского ислама. Ее предтеча Баба (буквально «врата») (1819–1850) объявил себя исчезнувшим двенадцатым имамом Махди, который, как верили шииты, вернется на Землю тогда, когда несправедливость между людьми переполнит чашу терпения, чтобы основать тысячелетнее царство мира. Баба как еретик и предатель ислама был казнен, а жестокие преследования его сторонников и последователей только укрепили новое религиозное движение. Основателем религии Бахай стал Мирза Хусейн Али (1817–1892), прозванный Баха Улла – «Блеск Божий» (по этому имени и получила название религия).
Хотя бахаизм возник в мусульманском мире, он по своему вероучению приблизился к христианству и представляет собой, как большинство новых религий, синтетическое направление. Бахаизм строго монотеистичен. Бог непознаваем, он создает все посредством эманации, как пишущий создает текст, ничего не теряя из своей целостности. По сравнению с бытием Бога бытие его творений – Ничто. Бахаизм воспринял эволюционные идеи. Он утверждает, что новые религии возникают тогда, когда человечество достигает состояния деградации, и задача их в том, чтобы принести людям новое знание. Таким образом обеспечивается духовное развитие человечества. Все религиозные истины зависимы от времени, от исторической эпохи, однако вместе они образуют мистическое единство. Главное зло, от которого страдает человечество, по утверждению Баха Улла, отсутствие единства – единого мирового государства, законодательства, письменности, цивилизации. Таким образом, Бахай – это эволюционная и универсальная религия. В грядущем мировом сообществе религия и наука, по утверждению бахаистов, будут развиваться в гармонии друг с другом.
В бахаизме отсутствуют священники, а наиболее важные решения принимаются большинством голосов. Молитвенные дома называются «домами благоговения». Имеется и универсальный «дом справедливости» в г. Хайфе. Слияние человека с Богом носит название «мистического союза». Бахаизм предлагает объединение всех религий. Считая христианство «религией любви», иудаизм «религией справедливости», ислам «религией самоотдачи», буддизм «религией освобождения», зороастризм «религией чистоты», бахай претендует на синтез религий и называет себя «религией единения». Последователей бахаизма около 6 млн (40 % живут в Индии, 20 % – на африканском континенте, 5 % – в западных странах).
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
religion.wikireading.ru
Какой признак отличает религии мировые от религий национальных и локальных?
РЕЛИГИЯ, ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Религия — это мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в существование сверхъестественного. На протяжении большей части человеческой истории религия играла решающую роль при конструировании человеком социальной реальности и была наиболее эффективным и распространенным средством реализации социального контроля в обществе. В социальной структуре общества религия традиционно представляет собой один из наиболее важных социальных институтов, включающих систему социальных норм, ролей, верований и процедур (ритуалов, обрядов) , формальных и неформальных кодексов поведения, организационных форм. Формы религии В малых культурах часто обнаруживаются две основные формы религии — тотемизм и анимизм. Тотемизм предполагает веру в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой. Обычно каждый род или клан имел свой собственный тотем, с которым были связаны различные виды ритуальной деятельности. Анимизм — это вера в призраков и духов, которые населяют мир наравне с людьми. Эти духи могли быть злыми и добрыми по отношению к людям, могли многочисленными способами влиять на человеческое поведение и даже «вселяться» в человека. Тотемизм и анимизм рассматриваются как архаичные формы религии, не свойственные развитым индустриальным странам. Другим основанием для дифференциации религиозных форм служит количество богов, которым поклоняются верующие в рамках одной религии. В случае существования множества богов, религию называют политеистической; если же религия предполагает веру в одного (единственного) Бога, ее называют монотеистической. Монотеистическими религиями, оказавшими наиболее сильное влияние на историю человечества являются иудаизм, христианство и ислам. Выделяют и так называемые этические религии, для которых характерно отсутствие богов и придание особого значения этическим идеалам, благодаря которым верующие способны ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной. К ним относятся буддизм, конфуцианство, даосизм. В настоящее время различают мировые и национальные (локальные) религии, отличающиеся степенью своего распространения в мире; а также институциональные (традиционные) и внеинституциональные (нетрадиционные) религии, специфика которых связана со степенью их легитимизации, формализации и устойчивости. Мировые религии — это религии, получившие наибольшее распространение в современном обществе и оказывающие значительное влияние на его функционирование и развитие. К ним относят буддизм, христианство, ислам. Локальные религии — это религии, не получившие широкого распространения в мировом масштабе и, как правило, связанные с национальными традициями (иудаизм, конфуцианство, синтоизм) . Институциональная религия — это объединение верующих, связанных между собой системой религиозных отношений, для которого характерно единство вероучения, обрядности, организации, ролевых взаимосвязей. Религиозный институт отличается устойчивостью, жесткой иерархией, господством догматики и строгих предписаний в области вероучения и поведения. Такой институт освящается и канонизируется. Как правило, к таким институтам относят церковь, устойчивую секту. Внеинституциональные религии — это различные модернистские объединения верующих, часто противопоставляющие себя обществу и религиозному институту, неустойчивые, аморфные, со слабой организацией (иногда при полном ее отсутствии) , для которых характерно свободное членство, отсутствие иерархии и строгой дисциплины. Принадлежность к нетрадиционной религии определяется исключительно принятием определенных верований (как правило, это различные культы и неустойчивые секты) . К внеинститутоциональной религии относят и «субъективную» религию индивида, которая основывается на его индивидуальном ощущении собственной связи с потусторонним миром.
touch.otvet.mail.ru
Чем отличаются мировые религии от языческих верований?
Язычники верили во множество богов, а представители мировых религий — в ЕДИНОГО Бога. Монотеи́зм (букв. «единобожие» — от греч. μόνος, «один» и греч. θεός, «бог» ) — религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму) [1]. Обычно монотеизм также противопоставляется пантеизму. [2] В монотеизме Бог обычно персонифицируется, то есть является определённой «личностью» . К монотеистическим религиям относятся, в числе других, иудаизм, ислам и христианство (при условии, что тройственность Бога не ставит под вопрос его единство). [3]. Древнейшей монотеистической религией, сохранившейся до настоящего времени, является зороастризм. Монотеизм можно классифицировать на теизм, пантеизм, панентеизм и деизм. [4]Политеи́зм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «бог, божество» ) — букв. «многобожие» — религия, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов. Боги имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния. Выделяют различные виды политеизма: анимизм, считающий все явления природы одушевленными, источником которых служит вмешательство духов и демонов; фетишизм — почитание материальных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами; тотемизм — вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы — с другой. Для архаичных форм политеизма также характерен культ предков, которые магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.
официальным статусом и бюрократическим штатом 🙂
Только признанием их государством. ) Когда то Христьянство было гонимо. То есть сектой.)
Если не вдаваться в подробности, то нет никаких уловок и обманов по отношению к верующему человеку.
То, что считается языческими религиями, имеют древнее происхождение и работают на созидание человека и рода, более поздние новоявы железного века работают на разрушение.
Языческие религии сейчас и есть мировые и самые многочисленные по числу адептов. Это Индуизм и Буддизм. Ваша задача скорее написать отличие языческого верования древних славян от перенятого ими у Византийской империи Христианства?
В мировых религиях, в основном, вера в одного бога. В языческих верованиях вера во множество божеств, животные наделены тоже божественной силой. Божественной силой наделяются различные предметы. Последние имеют силу, некоторые из них, также и в мировых религиях.
язычество — от славянского слова ЯЗЫК (народ) язычество это всегда религия определенного народа, этноса, клана
<a rel=»nofollow» href=»http://www.pravoslavie.ru/jurnal/28303.htm» target=»_blank»>http://www.pravoslavie.ru/jurnal/28303.htm</a>
язычество-это вера во множество богов, например, у восточных славян до 982 года был главный бог сварог, затем его сменил перун, олицеворение в богах времен года, погоды, хозяйства, вера в духов-домовых, дворовых и даже праздники языческие, как например Новый год
фундамент крупных религий отвечает трём заветам — на всяком месте очи творца ви дят злых и добрых . возлюби бога превыше всего на свете . возлюби ближнего своего как самого себя — в дальнейших заповедях пути религий несколько расходятся. что касается язычества то смотря какое одно дело папуасы новой гвинеи со своими понятиями другое дело волхвы древней руси но паралели провести можно . язычники — язычить — глаголить — ведать смысл слов близок .думаю язычники не сами себя так назвали бирка — язычник была дана миссионерами новой веры . на пример народности которые не хотели принимать веру и язык назывались чудью а городки их не иначе как болванскими и изваяния предметов поклонения а может и «общения» болванами . ах да об чём это паралель отличия в том что у тех кому повесили ярмо язычников поклонение просходило на уровне общения с силами природы в иерархическом порядке — ну как то так
Да ничем. Суть одна. Можете размышления любого христианского богослова взять, поменять имена богов и будет Вам докторская))))
touch.otvet.mail.ru